Лечебная физкультура

Желаю вам здоровья и активного долголетия.

Помощники лечебной физкультуры при заболеваниях нервной системы

Лечение нервных заболеваний.

«Большой палец — голова».

То, о чем мы будем говорить в этой статье, на первый взгляд может показаться простым разговором о неврологических больных. Но на самом деле информация чрезвычайно важна для инструкторов ЛФК и родственников, которые занимаются дома с неврологическим больным после выписки из стационара. Важен правильный настрой, психологическая подготовка к этой нелегкой работе. Советы и рекомендации данной статьи играют существенную роль в успехе ЛФК при заболеваниях нервной системы. Я хочу поговорить с вами о том, как легче, быстрее и качественнее добиться восстановления движений у неврологических больных. Значимое место в этой статье занимает лечение нервных заболеваний: Су-джок — терапия и ДЭНАС — терапия. Частично информация может повторяться в других статьях этого сайта.

Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы — это огромный труд как со стороны самого больного, так и инструктора ЛФК; это дисциплина и целеустремленность обоих; это доверие друг другу, крепкая вера в хороший результат. Нервные болезни — самые «трудные». Но нужно понять, что есть смысл бороться за здоровье и сделать все возможное для восстановления нервной системы и утраченных произвольных движений.

Если, допустим, парализованный больной просто лежит дома в постели и никто с ним не занимается, то участь этого человека печальна: тоска, чувство одиночества, переживания по поводу того, что он теперь обуза для своей семьи, появляются мысли о смерти, депрессия, уныние, отчаяние и трагедия души. И совсем другое дело, когда с парализованным человеком занимаются и вдохновляют его на борьбу и труд. Даже если восстановления движений не происходит, надежда дает силы жить, а трудности и испытания дают возможность переосмыслить ценности жизни и являются толчком к духовному развитию.


Психологическая подготовка к занятиям лечебной физкультурой с пациентами с заболеваниями нервной системы.

Что нужно понять перед тем, как приступить к занятиям ЛФК с целью лечения нервных заболеваний?

1). Первое условие: нужно понять внутреннее состояние человека, у которого возникли проблемы с движениями. Нетрудно догадаться, что он страдает, осознавая свою неполноценность и зависимость от окружающих людей. Особенно тяжело приходится живчикам, которые привыкли работать, не покладая рук, которые всегда брали на себя огромное количество забот и дел; кто не может сидеть дома, а привык путешествовать или посещать какие-нибудь интересные места, общаться с большим количеством людей; или романтикам, окрыленным мечтой и влюбленным в свою работу, которой они привыкли отдавать все свои силы. Мучительно лежать в постели и домохозяйке, которая привыкла следить за порядком в доме и обеспечивать уют мужу и детям. Нужно не жалеть, а понять и почувствовать сострадание к этому человеку, нуждающемуся в вашей помощи, и очень сильно захотеть помочь.

2). Второе условие: подходить к пациенту нужно с твердой уверенностью, что ваши усилия обязательно принесут пользу. Желательно при этом иметь доброе чувство юмора. Достаточно поднять пациенту настроение, как он уже начинает выздоравливать и проявляет интерес к лечебной гимнастике. Ваш «ученик» будет чувствовать вашу силу и «слушаться».

3). Третье условие: настоятельно рекомендую не обращать внимания на некоторую неадекватность и нарушения поведения у пациента, разговаривать с ним нужно так, как-будто он абсолютно нормальный и здоровый человек, с которым случилось временное несчастье и скоро он восстановится. Обещать ничего не нужно. Свою цель излагайте примерно так: «Сейчас мы будем тренироваться правильно двигаться и будем учиться поворачиваться в постели (или садиться, или вставать, или ходить, или самостоятельно есть и т.д.).

4). Четвертое условие, начинайте занятие с самого простого, затем продолжайте повторять те упражнения, которые у пациента хоть немного получались, обязательно хвалите его за каждое малейшее достижение. Это поможет поверить в успех и вдохновит на подвиги.

В начале и в конце занятия даем «старое», а в середине — новое, более трудное задание. В конце занятия вернитесь к тому, что делали вчера. Теперь вчерашнее упражнение покажется пациенту более легким, и он еще лучше справится с заданием. Эта «хитрость» непременно обеспечит прогресс в восстановлении движений. Когда в середине занятия вы продемонстрируете «ученику» новое движение, то, возможно, он воскликнет: «Ого! Ничего себе! Как же я буду это делать?». Посмотрите на него с доброй улыбкой и уверенно приступайте к делу.

5). Пятая рекомендация: периодически давайте пациенту отдохнуть, шутите с ним, расскажите веселую историю или забавный анекдот, чтобы превратить занятия лечебной физкультурой в удовольствие и создать добрые и позитивные отношения с пациентом. Хорошее настроение очень много значит для здоровья человека, уходит напряжение и возникает доверие.

6). Еще один очень важный момент: не стесняйтесь во время занятий лечебной физкультурой говорить подбадривающие слова, как говорится, «под руку». Например, при обучении вставать и садиться или другим движениям очень полезно говорить примерно так: «Сильный, смелый, здоровый! Раз.., два.., три!». На счет «три» ваш ученик выполняет заданное движение. В вашем голосе должна быть уверенность и убедительность. Слова «сильный, смелый, здоровый» воздействуют на уровне и сознания, и подсознания. Говорить их нужно почаще решительным добрым голосом.

7). Перед тем, как закончить занятие, обговорите с пациентом, что будет на следующем занятии, какое движение вы с ним будете тренировать: он будет думать об этом, переживать, волноваться как перед экзаменом, представлять, как он будет выполнять данное движение (упражнение). Таким образом, происходит мобилизация сил. И нервная система тоже готовится к реализации запланированного на следующее занятие движения. Это благодатная почва для новых побед.

Случается, что пациент самостоятельно учится ходить, когда остается один. К этому времени он, действительно, уже может ходить, но еще слаб. Если он упадет, сделав несколько шагов, то после этого будет бояться ходить. Договоритесь с ним, чтобы один не ходил, пока вы ему не разрешите. (Как учить ходить, мы будем говорить в другой статье).

8). Объясните пациенту, что он всё будет делать сам, а вы будете немного помогать. Это нужно для того, чтобы он старался прилагать максимум усилий во время упражнений.

9). Требуйте от «ученика» очень качественных движений. Для этого нужное движение он выполняет сначала здоровой конечностью: медленно и полноценно, всё хорошенько запоминая, а затем повторяет «больной» ногой или рукой. Чередование то здоровой, то парализованной конечностей помогает добиться восстановления правильных движений. Это очень важно потому, что при формировании неправильного стереотипа движений переучить практически невозможно.

10). Иногда можно «схитрить», имитируя, что вам невероятно тяжело, для того, чтобы стимулировать силу воли пациента, побудить его активно помогать вам и таким образом добиться нужного движения.

Не смотря на паралич (или парез), организм помнит все движения. Поэтому наша задача помочь нервной системе «осознать», что нужно делать: какие движения нужно восстановить. Мы помогаем пациенту только там, где он сам не может, и стараемся делать это как бы с ленцой.

Например, упражнение «Велосипед одной ногой»: одной рукой держим парализованную ногу под коленом, другой — за стопу; нога согнута в колене, стопа приподнята над постелью.
«Рраз!» — Пациент выпрямляет ногу вверх,
«Два!» — опускает выпрямленную ногу вниз до постели при вашей поддержке,
«Трри!» — затем сгибает ногу в колене, подтягивая стопу ближе к тазу. Вот в это время дайте возможность пациенту приложить как можно больше самостоятельных усилий, помогая больше словесно и эмоционально, а руками как можно меньше, так как именно это движение (подтягивание стопы к себе) необходимо при обучении ходьбе.
«Четыре!» — согнутая в колене нога подтягивается к животу, стопа отрывается от постели, возврат в исходное положение. Но сначала «ученик» делает движение здоровой ногой.

Контролируйте качество выполнения: медленный темп и максимальную амплитуду движения. Неврологические пациенты склонны делать движения здоровыми конечностями небрежно и торопливо.

Это был один из примеров, как заставить мышцы работать.

Не делайте все движения за пациента, пусть он трудится активно сам, старайтесь почувствовать, где надо помогать пассивной гимнастикой, а где пациент может сделать движение сам. Упражнения выполняются медленно и качественно с полной амплитудой для того, чтобы пациент мог прочувствовать и продумать каждое движение. Будем считать, что парализованный больной заново учится всем движениям. Учитываем то, что организм помнит всё, что «умел» до болезни.

Видео — лекция доктора Шперлинга поможет лучше понять принцип восстановления поврежденной нервной системы и движений в конечностях.

Лечение нервных заболеваний.

Рука «просит», нога «косит».

Представьте, как выглядит неврологический больной после инсульта: на парализованной половине тела рука «просит», нога «косит». Это означает, что нарушен баланс тонуса мышц — антагонистов: на руке повышен тонус сгибателей, а разгибатели расслаблены; а на ноге, наоборот, повышен тонус мышц — разгибателей, а сгибатели расслаблены. Это гемипарез.
При повреждении нервной системы головной мозг посылает сигналы по двигательным путям к мышцам и суставам, чтобы их обнаружить, управлять движениями и менять положение тела; но не может найти из-за какого-то повреждения нервной системы (в результате травмы, инсульта, инфекции или других причин). Головной мозг помнит правильное положение тела в пространстве, но не может управлять мышцами из-за того, что их не видит. Принцип восстановления правильных сигналов заключается в том, чтобы выровнять дисбаланс тонуса мышц — сгибателей и разгибателей конечностей при парезе с помощью физиологического положения конечностей, когда мышцы — антагонисты не работают друг против друга: «нулевое положение». В это время головной мозг начинает искать свою «периферию», находит её и посылает к ней правильные сигналы. Это укладка конечностей в физиологическом положении и пассивная гимнастика, когда больной не сам выполняет движения, а инструктор ЛФК или другой человек перемещают парализованную конечность за него, применяя физиологическое положение: ищем то положение, при котором в мышцах — антагонистах исчезает противодействие. А также мысленный посыл импульсов к конечностям, когда пациент сам представляет с закрытыми глазами, как совершается полноценное движение.

Порекомендую вам посмотреть блог врача-невролога Федора Бондаренко «Жизнь после инсульта», статью «Аппаратные методики реабилитации», в которой доктор в очень доступной форме объясняет суть восстановления правильных импульсов от головного мозга к мышцам методом электростимуляции.


«Помощники» лечебной физкультуры.

Если для реабилитации неврологического больного применять только лечебную физкультуру, то, конечно, это займет больше и времени, и сил. Далее мы поговорим о дополнительных методах лечения, которые многократно усиливают эффективность лечебной физкультуры в восстановлении движений у неврологических больных.

1). Метод биологической обратной связи. Доктор — невролог рекомендует для восстановления движений применить этот метод: к мышцам пациента прикрепляются электродики, через которые импульсы от мышц фиксируются на экране монитора в виде диаграммы, пациент наблюдает за изменениями в диаграмме и старается работать мышцами эффективнее, чтобы добиться нужных показателей на ней.

Видео-лекция доктора Шперлинга «Парез и паралич».
Что такое парез? Что такое паралич?
Лечение нервных заболеваний методом биологической обратной связи.


2). Лечебный массаж при заболеваниях нервной системы. Цель массажа — улучшение циркуляции крови в тканях конечностей, расслабление спастичных мышц и активизация вяло-паретичных мышц, а также противоболевое воздействие и восстановление движений. Массажист применяет и пассивную гимнастику, когда это нужно, и иногда побуждает пациента к активным движениям в определенных группах мышц для улучшения эффекта массажа и профилактики осложнений заболевания. Лечебный массаж при поражении НС требует медицинских знаний анатомии, физиологии, патологии и других сфер медицины. Методики лечебного массажа различаются в зависимости от места поражения нервной системы и объективной клиники (в каких мышцах есть контрактуры (спастика), и какие мышцы утратили силу и находятся в расслабленном состоянии; наличие непроизвольных движений (гиперкинезов и нарушений координации движений)). Поэтому говорить о лечебном массаже следует отдельно по каждому конкретному заболеванию. Конечно, доверять нужно только профессиональному массажисту с медицинским образованием. Если он разрешает, то присутствуйте на процедурах массажа вашему заболевшему родственнику. Я не приветствую, когда массажист чрезмерно болтлив: требуется сосредоточенность, чуткость, искреннее намерение помочь, сострадание и ответственность.


Лечение нервных заболеваний.

Система соответствия «Насекомое» в Су-джок — терапии. Такой человечек есть на каждом пальце как на кистях, так и на стопах.

3). Су-джок — акупунктура (или Су-джок — терапия). Этот метод я применяла в своей практике наиболее часто в связи с его эффективностью и простотой. Им легко овладевают даже дети дошкольного возраста. Суть метода заключается в том, что, находя систему соответствия организма человека на кистях, стопах, ушах или других частях тела, мы получаем «пульт управления» энергиями организма и всеми биологическими процессами. Происходит быстрое и мощное информационно — энергетическое воздействие на организм. Чтобы вы не сомневались, добавлю, что известная иглорефлексотерапия тоже применяется в Су-джок — акупунктуре, она называется Оннури-терапия, то есть воздействие на точки меридианов не на теле пациента, а в системе соответствия на кисти, стопе или ухе. Оннури-терапия отличается от обычной иглорефлексотерапии тем, что воздействие на организм происходит быстрее, и требуется меньше процедур. Оннури–терапии мы касаться не будем, так как для этого метода лечения требуется высшее медицинское и специальное образование, углубленное изучение энергетической структуры человека, знание законов взаимодействия энергий и владение техникой тонизации или торможения энергий в меридианах.
Мы поговорим о самых простых и понятных простому человеку способах воздействия на организм.
Но сначала подчеркну, что доктор Су-джок — терапии должен искренне желать выздоровления своему пациенту и быть уверенным, что его лечение обязательно поможет.

Лечение нервных заболеваний.

Зоны соответствия правых конечностей в основной системе «Большой палец — голова» на левой кисти.

Лечение нервных заболеваний.

Зоны соответствия правых конечностей в основной системе «Большой палец — голова» на правой кисти .

Рассмотрим две
наиболее доступные
и
часто
используемые для лечения организма системы соответствия на кистях: основную систему соответствия и систему «Насеко-мого».

На одной лечебной процедуре нельзя сочетать разные системы соответствия, выбирать нужно что-то одно. Выбор происходит в зависимости от того, какой орган нужно лечить, и в какой системе соответствия он наиболее выражен и доступен, а также интуитивно, имея некоторый опыт.

Так, например, позвоночник и центральная нервная система более доступны в системе «насекомого», а конечности — в основной системе соответствия на кистях и стопах. Сравните изображения.

Итак, как же применять Су-джок для усиления лечебного эффекта ЛФК при заболеваниях нервной системы?

Применим массаж выбранной системы соответствия руками и массажными колечками. Это нужно сделать перед лечебной гимнастикой.

Лечение нервных заболеваний.

Массаж кистей от кончиков пальцев к центру.

Например, рассмотрим основную систему соответствия организма на кисти, которая еще называется «Большой палец — голова». Берете в руки кисть пациента, представляете на его кисти его организм так, как он есть, четко осознаёте цель воздействия, затем начинаете делать обычный массаж кисти от кончиков пальцев к запястью. Нужно хорошо понимать, что происходит массаж не кисти, а системы соответствия организма на кисти. Приведу пример, как формулировать цель воздействия: «добиваюсь максимального восстановления нервной системы» или «Нога отлично сгибается и разгибается»; «В руке восстанавливаются все движения: сгибание — разгибание, супинация — пронация, отведение — приведение, вращение в плечевом суставе» и так далее. То есть цель воздействия должна быть конкретной и коротко обозначенной.

Допустим, что у пациента правосторонний гемипарез: парез правых конечностей, который явился результатом повреждения левой половины головного мозга.

Найдите на кистях пациента пальцы, которые соответствуют правым конечностям в основной системе соответствия на кистях: на правой кисти это указательный и средний пальцы, а на левой кисти — мизинец и безымянный палец (см. картинки выше). Теперь делайте массаж кистей, как обычный лечебный массаж, но при этом представляйте, как восстанавливается нервная система вашего пациента, а также укрепляется сила мышц в парализованных конечностях и восстанавливаются произвольные движения в них.

Лечение нервных заболеваний.

Массажные шарик и эластичные колечки можно приобрести в любой аптеке.

Приложите массажный Су-джок — шарик выступающими шипами к зоне соответствия левой половины головного мозга на самую болевую точку, найдя её щупчиком толщиной со спичку. Это можно делать как на правой кисти, так и на левой. Теперь слегка надавите и некоторое время так подержите от нескольких секунд до одной минуты. Интуитивно можно выполнять ритмичное надавливание шариком на точку, но помните, что пациенту может быть очень больно. Поэтому любое воздействие нужно делать с добротой, чуткостью и состраданием. Если пациент нетерпелив и капризничает, то приклейте на эту точку на большом пальце любое живое зернышко (от винограда, яблока, редиски, пшеницы или семена других растений) лейкопластырем на сутки. Через сутки нужно выбросить это использованное зернышко, так как оно впитало «плохую» энергию.

Лечение нервных заболеваний.

Семянотерапия в Су-джок  — это один из замечательнейших методов лечения, в котором вы можете быть уверены на 100%, что будет только польза. Принцип простой: в зоне соответствия больного органа (например, в зоне головного мозга в месте инсульта) находим самую болевую точку и приклеиваем на неё живое зернышко лейкопластырем на сутки. Процедуру нужно повторять несколько дней, чередуя то правую, то левую руки. Пациент будет отмечать ощущения, что «зернышко тукает». Это немного болезненно, но терпимо.

159(1)В системе соответствия «Насекомое» легче лечить заболевания ЦНС и позвоночника.

Можно оказывать воздействие массажем пальцев как руками, так и массажным колечком (до легкой гиперемии (порозовения) кожи.

Теперь можно приступать к лечебной гимнастике, процесс выздоровления пойдет гораздо быстрее.


Лечение нервных заболеваний.

Маленьких детей удобно лечить через руку матери.

Маленьких детей можно лечить методом Су-джок — терапии через руку матери из-за непоседливости или капризности малыша. Это объясняется единым биополем матери и ребенка. Во время процедуры Су-джок — акупунктуры малыш просто находится рядом с мамой, он может играть или спать.

! Если вы не врач, не инструктор ЛФК, то не стоит ставить биоэнерготерапию на поток, заниматься народным целительством и лечить всех, кто вам встретился. Применение Су-джок должно быть ограничено только кругом семьи. Доктор — профессионал с медицинским образованием имеет определенный настрой, белый халат и особое врачебное мировоззрение, которые помогают защититься от негативных энергий. Основная защита во время биоэнергетического вмешательства — доброта и знание, искреннее желание помочь, уверенность в собственных силах и внутреннее спокойствие. Не приступайте к этому делу, если вы в себе не уверены.


Лечение нервных заболеваний.4). ДЭНАС — терапия. Это замечательный и очень эффективный метод лечения самых различных заболеваний организма, в том числе и неврологических. ДЭНАС прекрасно сочетается с Су-джок — терапией. Создано устройство в виде ручки — щупчика, которое подключается к Дэнас — аппарату, выбирается нужный режим и осуществляется воздействие на зоны соответствия на кистях, стопах или ушах.

Мы уже говорили о том, что применение Су-джок — акупунктуры в несколько раз эффективнее, чем лечение на теле человека. Рекомендую всем иметь дома ДЭНАС — аппарат и использовать его для семейного лечения. Противопоказанием к применению является наличие кардиостимулятора, психозы и состояние опьянения. Конечно, вам потребуется потратить время на то, чтобы изучить возможности ДЭНАСа и инструкцию применения. Но это достойно внимания. ДЭНАС — домашний доктор при самых разнообразных заболеваниях, начиная с зубной боли.

Лечение нервных заболеваний.Хочу обратить ваше внимание на такое прекрасное изобретение, как ДЭНАС — очки, в которые встроены акупунктурные электроды, воздействующие на точки вокруг глаз. Это находка для лечения нервной системы. Рекомендую для лечения вегетативно-сосудистой дистонии, неврозов, дисциркуляторной энцефалопатии, неврита лицевого нерва, головной боли, а также для лечения и профилактики всех заболеваний ЦНС.


Лечение нервных заболеваний.

На мой взгляд, полезной информации достаточно много для усвоения. В этой статье мы с вами не рассматривали какие-либо конкретные упражнения, но уделили внимание психологической подготовке к ЛФК при заболеваниях нервной системы, затронули некоторые тонкости работы, без которых процесс восстановления движений у парализованного больного был бы гораздо медленнее и труднее. Мои рекомендации о применении других методов лечения заболеваний нервной системы «окупятся сторицей», не пожалейте времени и материальных средств на изучение ДЭНАС — терапии и Су-джок — терапии. Воспользуйтесь советами доктора Шперлинга: если есть в вашем городе невролог — реабилитолог, который применяет метод биологической обратной связи, то вам повезло. О лечение нервных заболеваний мы будем продолжать разговор в других статьях.

09. 10.2014.

1 Комментарий

  1. Наталья

    просим о помощи!!!!!

Лечебная физкультура © 2014–