Лечебная физкультура

Желаю вам здоровья и активного долголетия.

Восстановление ходьбы после инсульта

Восстановление ходьбы после инсульта происходит поэтапно шаг за шагом, постепенно укрепляются мышцы ног, туловища, тренируется равновесие и координация движений, вместе с этим осваиваются необходимые для ходьбы движения. Конечно, работая с постинсультным больным, вы будете стремиться восстановить не только ходьбу, но и все другие утраченные движения, особенно навыки самообслуживания. В этой статье мы будем говорить о том, как восстановить ходьбу после инсульта, чтобы была понятна система восстановления ходьбы. Организм постинсультного больного помнит все движения, которыми он обладал до того, как случился инсульт, но утеряна связь между головным мозгом и мышцами. Наша задача помочь эту связь восстановить, чтобы головной мозг «увидел» свою периферию и начал ею управлять. ЛФК после инсульта играет в этом огромную роль в комплексной терапии.

Хорошо, если ваш пациент регулярно занимался физкультурой до инсульта, тогда восстановление ходьбы и других навыков произойдет легче и быстрее. Вполне вероятно, что во время занятий лечебной физкультурой с постинсультным больным вы справитесь самостоятельно без помощника.

Если пациент растренирован, имеет лишний вес, заболевания суставов, то в одиночку не справиться, так как поднимать такого человека очень тяжело, вы будете тратить много сил и, не смотря на это, получать низкие результаты. К тому же имеется опасность уронить его, так как такой пациент почти «деревянный». Даже опытный инструктор ЛФК один не справится.

Подготовка к ходьбе начинается с первых дней после инсульта, когда проводится профилактика отвисания стоп, мышечных контрактур и атрофии суставов. Об этом мы говорили в статье «Лечебная физкультура после инсульта».

Для усиления эффекта лечебной физкультуры очень рекомендую применять Су-джок — терапию перед выполнением упражнений.

Как восстановить ходьбу после инсульта.

Нам в помощь пассивная гимнастика на все суставы ног и рук с постепенным включением активных движений в зависимости от состояния больного и его способности понимать вас.

Сочетание пассивной гимнастики с элементами массажа благоприятно воздействует на нервную систему и появление нервно-мышечных импульсов.

! Не забывайте о необходимости профилактики тромбоэмболии: во время ЛФК на ноги пациента одевайте эластичные чулки или используйте эластичные бинты. Кончики пальцев ног оставляйте открытыми, чтобы контролировать кровообращение в тканях стоп и голеней: пальцы стоп должны быть розовыми и теплыми.

Пассивная гимнастика на ногах начинается со стоп (сгибание, разгибание и вращение), затем продолжается на коленные и тазобедренные суставы. Коленный сустав сгибается и разгибается. Тазобедренный сустав требует объемных движений: сгибание и разгибание, отведение и приведение, вращение. Вращение в тазобедренном суставе удобно совершать, согнув ногу больного в коленном суставе и удерживая одной рукой за стопу, а другой рукой — за колено. Пассивные круговые движения в тазобедренном суставе производятся примерно также как у маленьких детей при гипоплазии тазобедренных суставов.

Во время пассивной гимнастики стремимся постепенно «превращать» пассивные движения в активные.

Как только вы начнете подключать активные движения, у вас должен появиться творческий подход с учетом индивидуальных особенностей постинсультного больного и смекалка.

Принцип включения активных движений основан на активизации волевой деятельности постинсультного больного.

1). Посыл импульсов. (Информация на сайте иногда повторяется, но это необходимо). Пациент мысленно представляет какое-либо движение в конечностях. Сначала он проделывает движение со здоровой стороны, запоминая чувство данного движения. Затем это же движение мысленно повторяет на пораженной стороне. Посыл импульсов пациент может делать самостоятельно в течение дня. Мысленные движения должны быть простыми и короткими. Например, сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, сжимание и разжимание кисти, поднимание выпрямленной руки и так далее. Посыл импульсов можно усилить с помощью сознательного (мысленного) утяжеления движения. Например, пациент представляет, что в руке тяжелая гантель или к ноге привязана гиря, и нужно её поднять.

2). Во время пассивной гимнастики говорите больному: «Помогай мне! Я буду задавать амплитуду движения, а ты выполняй движение сам». Вы должны научиться чувствовать, когда ваш ученик может самостоятельно выполнить хотя бы часть движения. В это время, не отрывая рук от конечности, ослабляйте свое воздействие, пусть ученик прилагает максимум усилий. Все движения осуществляются в медленном темпе.

3). Полное движение больной не может выполнить сразу. Поэтому осваивать его нужно сначала по частям, затем части этого движения соединить.

Возьмем для примера упражнение «Велосипед», так как оно показательно, в нем задействованы все группы мышц ног.
«Велосипед». Исходное положение — пациент лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели.
1 — оторвать стопу от постели, бедро согнутой в коленном суставе ноги приближается к животу.
2 — выпрямить ногу вверх — вперед.
3 — опустить выпрямленную ногу на постель.
4 — согнуть ногу, подтягивая стопу ближе к тазу, возвращение в исходное положение.

Чтобы больной смог самостоятельно выполнить упражнение «Велосипед», применим освоение сначала первой части упражнения, научим «шагать» в положении лежа на спине, поочередно отрывая стопы согнутых ног от постели; затем отдельно потренируем поднимание и опускание выпрямленных ног; и так же отдельно — скольжение стопами по постели, выпрямляя и сгибая ноги с полной амплитудой. Умеренно помогаем «больной» ноге выполнять все эти движения, день ото дня ослабляя свою помощь до тех пор, пока пациент не сделает движение полностью самостоятельно. Соединяем все части движения в одно целое и радуемся успеху. Если ученик выполняет упражнение «коряво», то мы должны задавать нужную амплитуду, чтобы добиться полноценного качественного движения. (Берем конечность в руки, ученик трудится сам, а мы контролируем и регулируем объем движения).

Так же осваиваем все другие желаемые движения по частям, затем соединяем их в одно целое с контролем качества движения.

Нас интересует восстановление ходьбы после инсульта. Поэтому далее будут перечислены упражнения для обучения ходьбе. Эти упражнения не надо применять сразу на одном занятии. Поэтапно восстанавливаем активные движения и постепенно усложняем задания.

Все упражнения стоя необходимо делать с защитой коленного сустава от переразгибания назад. Рекомендую приобрести специальный ортез для коленного сустава с шарнирами, который позволяет свободно сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, но исключает переразгибание сустава назад, которое происходит из-за слабости мышц парализованной ноги.

Этот ортез пригодится вашему пациенту во время ходьбы еще долгое время, так как даже при появлении движений в ноге и восстановлении навыка ходьбы слабость мышц остается. Если нет такой возможности, то хотя бы сделайте повязку на коленный сустав эластичным бинтом.

При отвисании парализованной руки обязательно фиксируйте руку повязкой «Косынка» или используйте специальный бандаж для руки перед тем, как пациент примет вертикальное положение сидя или стоя.


Упражнения для восстановления ходьбы после инсульта.

Количество повторов указывать не имеет смысла, так как это зависит от состояния больного и усложнения нагрузки (от 4-х до 10 повторов).

1). Скольжение стопами по постели. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели. Поочередно выпрямлять и обратно сгибать ноги, начиная со здоровой.

2). Ногу на ногу. Исходное положение то же (лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели). 1 — Здоровую ногу перекинуть через «больную» (просто ногу на ногу). 2 — Вернуться в исходное положение. 3 — «Больную» ногу положить на здоровую. 4 — Исходное положение.

3). Пятку на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели. 1 — Пятку здоровой ноги поставить на колено «больной» ноги. 2 — Исходное положение. 3 — То же «больной» ногой. 4 — Исходное положение.

4). Ногу в сторону — на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели. 1 — Здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 2 — Эту же (здоровую ногу) отвести в сторону и опустить до постели, чтобы была полная амплитуда движения. 3 — Снова здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 4 — Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной ногой».

5). «Велосипед» каждой ногой, начиная со здоровой.

6). Стопы внутрь — наружу. Лежа на спине, ноги выпрямлены и расставлены на ширине плеч. Поворачивать стопы носками то внутрь, то разворачивать стопы носками в стороны.

7). Скольжение пяткой по передней поверхности голени. Лежа на спине, ноги выпрямлены. 1 — Поставить пятку здоровой ноги на голень «больной» ноги ближе к коленному суставу. 2 — 3 — Скользить пяткой по передней поверхности голени до стопы «больной» ноги и обратно. 4 — Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной» ногой.

8). Поднимание выпрямленной ноги. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Выпрямить здоровую ногу, скользя стопой по постели. Поднимать и опускать её несколько раз, затем вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

9). Отведение ноги в сторону. Это упражнение можно выполнять из исходного положения лежа на спине как с выпрямленными ногами, так и согнутыми в коленных суставах. 1 — отвести здоровую ногу в сторону и положить её. 2 — Вернуться в исходное положение. 3 — 4 — то же «больной» ногой.

10). Усложняем предыдущее упражнение в исходном положении лежа на спине с выпрямленными ногами. 1 — Отвести здоровую ногу в сторону, положить. 2 — Переместить здоровую ногу на «больную» ногу на ногу, как бы скрестив ноги. 3 — Снова переместить здоровую ногу в сторону, положить. 4 — Вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

11). Поднимание таза. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Поднимать и опускать таз сначала на небольшую высоту, затем день ото дня увеличиваем высоту подъема таза.

12). Сгибание голеней. Лежа на животе, ноги выпрямлены, стопа «больной» ноги лежит на голеностопе здоровой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, акцентируя внимание ученика на «больной» ноге, чтобы усилить посыл импульсов. Для «больной» ноги это пассивное упражнение.

13). Усложняем упражнение «Сгибание голеней». Лежа на животе, ноги выпрямлены. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, начиная со здоровой стороны. Умеренно помогаем пациенту поднимать голень «больной» ноги. Посыл импульсов усиливаем: даем указание представить, что к больной ноге привязана тяжелая гиря.

14). Сгибание ноги в сторону. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 — Согнуть здоровую ногу в коленном суставе, скользя коленом по постели в сторону. 2 — Вернуться в исходное положение. 3 — То же «больной» ногой. 4 — Исходное положение.

15). Ногу через ногу. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 — Перенести выпрямленную здоровую ногу через «больную», коснуться стопой постели. 2 — Вернуться в исходное положение. 3 — 4 — То же «больной» ногой.

16). Ставим стопу на пальцы. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 — Чуть приподнять голени и поставить стопы на пальцы (разгибание стоп). 2 — Снова положить стопы в исходное положение.

17). Поднимаем ногу лежа на боку. Лежа на боку, здоровые конечности сверху, ноги выпрямлены. Поднимать и опускать выпрямленную здоровую ногу. Затем повторить с другой стороны, для этого поворачиваем ученика на «здоровый» бок.

В этом же исходном положении (лежа на боку) сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, приводя колено к животу, отводить выпрямленную ногу назад, переносить ногу через ногу.

18). «Толкай меня ногой». Пациент лежит на спине, «больной» ногой (стопой) упирается в грудь инструктора, который как бы наваливается грудью на ногу ученика. Даем команду «И-и-и-раз!». В это время пациент толкает ногой инструктора, выпрямляя ногу.

19). Поворот в постели. Обучаем самостоятельно поворачиваться в постели не только с целью восстановления навыка поворота, но и с целью укрепления мышц туловища. Пациент лежит на спине, ноги согнуты, стопы стоят на постели. 1 — Наклонить колени в «больную» сторону, пациент сам делает усилие, чтобы завершить полный поворот на «больной» бок. 2 — Вернуться в исходное положение. 3 — То же с поворотом на здоровый бок. Помните о том, что нельзя тянуть за парализованную руку в связи с ослаблением мышечного корсета плечевого сустава.

20). Присаживание на краю кровати. После того, как освоили поворот в постели, тренируем навык присаживания на краю кровати. После того, как пациент повернулся на бок, опускаем его ноги вниз с края кровати, пациент отталкивается рукой от постели и выпрямляется. Без вашей помощи он это выполнить не сможет. Начинайте освоение присаживания после поворота на здоровый бок, так как пациенту легче оттолкнуться от постели здоровой рукой. Усадите ученика на краю кровати так, чтобы его стопы прочно упирались в пол, их нужно расставить на небольшое расстояние друг от друга для устойчивости конструкции. Корпус пациента выпрямлен и чуть-чуть наклоняется вперед для переноса центра тяжести на стопы, чтобы не было падения назад. (Сделайте паузу для адаптации пациента к вертикальному положению, поинтересуйтесь: не кружится ли голова). Затем нужно в обратном порядке вернуться в исходное положение лежа на спине, но головой в другую сторону. Теперь выполняем присаживание на краю кровати после поворота на парализованную сторону. Здесь потребуется от вас больше усилий для поддержки ученика, так как садиться после поворота на «больную» сторону ему еще трудно. Опять создаем устойчивую конструкцию, чтобы пациент не падал: стопы расставлены, прочно упираются в пол, корпус выпрямлен и совсем немного наклонен вперед. Придерживаем пациента, даем немного привыкнуть к вертикальному положению. Затем опять медленно уложим в постель на спину.

21). Вставание. Вставание на пол с кровати или со стула — сложное упражнение. Нельзя допустить падения пациента, так как это может привести не только к травме, но и осложнить дальнейшие занятия ЛФК: он будет бояться делать те или иные упражнения, отказываться ходить. Поэтому обучаем вставанию постепенно. Теперь наш ученик уже может поворачиваться в постели на бок, садиться на краю кровати, сидеть на стуле без поддержки.

Начинаем тренировать привставание с края кровати. Пациент сидит на краю кровати, ноги прочно упираются в пол. Обхватываем пациента руками за грудную клетку, своими стопами создаем прочное препятствие для стоп пациента, чтобы они не сдвинулись во время вставания. Раскачиваемся вместе с пациентом и помогаем ему немного привстать, отрывая таз от края кровати примерно на 10 см, в этом положении не задерживаемся, сразу садим обратно на кровать. Повторяем несколько раз, доверяя ученику все больше самостоятельности.

Усложняем это упражнение: тренируем привставание с передвижением по краю кровати в одну, затем в другую сторону от одной спинки кровати до другой. Сначала немного переставляем ноги пациента, затем пересаживаем его чуть дальше точки упора стоп в пол. Затем снова немного переставляем стопы ученика и так далее. Пересели до спинки кровати, посидели, отдохнули, и снова пересаживаемся по краю кровати теперь в другую сторону. Добиваемся, чтобы пациент как можно больше сам выполнял движений, стараемся все меньше его придерживать интуитивно.

Вставание удобно тренировать, либо передвинув пациента до спинки кровати, чтобы он держался за неё здоровой рукой, либо приставить стул с высокой спинкой, за которую пациент сможет держаться. Поддерживаем его и контролируем, чтобы стопы не сдвинулись во время вставания. Ученик уже готов физически и морально встать и стоять, держась за опору, ведь мы укрепляли мышцы, которые участвуют при вставании. Мышцы еще слабые, но выполнить движение могут. Показываем ему технику вставания на себе: сядем на стул боком к пациенту: качнулись чуть назад (для «разбега»), затем вперед с отрывом таза от стула, перенесли тяжесть тела на стопы и аккуратно выпрямились. Это мы проделаем решительно, так как медленно вставать тяжело. Садимся в обратном порядке, но медленно: во время опускания таза на сиденье стула корпус слегка наклонен вперед. Сели на стул и выпрямили корпус, не откидываясь на спинку стула. Объясните, что сидеть надо прямо, удерживать корпус в вертикальном положении для тренировки мышц туловища.

Самая надежная и удобная опора держаться руками — шведская стенка. Если есть такая возможность, то пациент держится обеими руками за перекладину шведской стенки на уровне плечевого пояса, «больную» руку можно прибинтовать к перекладине эластичным бинтом. Пациента можно подкатить к шведской стенке на кресле — каталке, либо он сидит на стуле лицом к шведской стенке. Пациент встает и садится, как описано выше, держась руками за перекладину. Усложнение этого упражнения возможно за счет уменьшения высоты стула: чем ниже стул, тем больше нагрузка на мышцы ног, больше выпрямляются руки. Чтобы уменьшить возможную спастику мышц, даем указание сделать выдох во время присаживания.

22). Перетаптывание на месте. Исходное положение стоя, держаться за опору, ноги расставлены на ширине плеч. Переносить тяжесть тела то на здоровую, то на «больную» ногу, как бы немного раскачиваясь в стороны для переноса тяжести тела с одной ноги на другую (не отрывая стопы от пола). Затем это упражнение усложняем за счет отрыва стопы от пола на несколько см. При отрыве стоп от пола раскачивание в стороны заменяется приподниманием ног — шаганием на месте.

Далее учим шагать на месте, высоко поднимая колени.
Сюда же отнесем перекаты с пятки на носок в положении стоя, ноги вместе.
Освоим «велосипед» поочередно каждой ногой в положении стоя,
перешагивание одной ногой то вперед, то назад через невысокий брусок, палку.
Потренируемся поочередно отводить выпрямленные ноги назад, ставя стопу на носок,
а также захлест голеней назад (то есть пациент отводит голень назад так, чтобы стопа была направлена кверху, а коленный сустав — вниз).

23). Упражнения для ног сидя на стуле. В исходном положении пациента сидя на стуле тренируем различные движения ног:
перекаты с пятки на носок,
поочередное вращение стопами по и против часовой стрелки,
скольжение стопами вперед — назад попеременно-встречными движениями,
движение «ногу на ногу»,
поочередное отведение ног в стороны,
поочередное поднимание выпрямленных ног вперед — вверх,
«шагание» сидя на стуле.

! Как только ученик сможет сделать движение голени назад, можно приступать к обучению ходьбе. Не сразу, а предупредив его заранее, что завтра (или послезавтра) вы приступите к тренировке ходьбы. Это поможет вашему ученику мобилизовать силы для этой нелегкой работы. Он будет переживать, волноваться, думать об этом, ждать вас, представлять, как он будет ходить. Это дополнительный посыл импульсов к мышцам ног.


Восстановление ходьбы после инсульта.

Вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда пациент сделает первые шаги.
Сначала сделайте несколько упражнений для рук и для ног в положении лежа на спине и сидя на стуле, потренируйтесь вставать, перетаптываться с ноги на ногу, отводить голень назад стоя и сидя. Вы уже имеете опыт работы с постинсультным больным и можете выбрать любые упражнения для подготовки пациента к ходьбе. Не переутомляйте его. Ходьба потребует много сил.

Итак, пациент сидит на краю кровати, стопы чуть расставлены и прочно упираются в пол. Вы садитесь рядом с ним со здоровой стороны в обнимку, пациент обхватывает вас за шею здоровой рукой. Нужно встать вместе по команде «И-и-раз!». Встали, выпрямились. Теперь вы делаете как бы толчковое движение и корпусом, и обнимающей рукой, чтобы «больная» нога пациента передвинулась вперед по инерции. В это время, когда «больная» нога передвигается вперед, напоминайте ученику, чтобы он старался сделать перешагивающее движение. Далее пациент наступает на «больную» ногу, переносит центр тяжести на нее, держась здоровой рукой за вас, и переставляет здоровую ногу вперед. Вы снова делаете толчковое движение. «Больная» нога ученика передвигается вперед. И так далее.

Не имея опыта восстановления ходьбы у постинсультных больных, пригласите помощника на всякий случай, чтобы исключить возможные трудности. Помощник может помогать «больной» ноге пациента передвигаться. Только не нужно «больную» ногу переставлять слишком далеко, шаг вперед должен быть небольшим.

! Нужно тренировать не только ходьбу вперед, но и назад. При каждом новом шаге нужно стремиться, чтобы пациент совершал перешагивающее движение «больной» ногой. Придумайте, как прикрепить широкую ленту к его стопе, чтобы можно было за ленту приподнимать ногу так, чтобы она при подъеме сгибалась в коленном суставе.

Как только вы поняли, что, не смотря на слабость мышц, пациент все-таки ходит, это большая радость. Поздравляю вас! Молодцы!


Далее описана идея по рациональному восстановлению постинсультных больных, как вариант, если у вас имеются необходимые условия для таких занятий. Требуется ваш энтузиазм, пациент не должен иметь значительный лишний вес, он должен быть адекватным, нужно свободное место в комнате для занятий на полу, большой ковер и, конечно, физически сильный помощник.

Довольно быстро пойдет восстановление движений у постинсультного больного, если применить упражнения лежа на полу (на ковре), которые построены в соответствии с этапами физического развития грудного ребенка:
лежа на животе поднимать голову,
поворачиваться с боку на бок,
перекатываться по полу от одного края ковра до другого,
вставать в коленно-кистевое положение,
ползти в коленно-кистевом положении назад, затем ползти вперед,
ползти по-пластунски (лежа на животе).
Если все хорошо получается, то постепенно можно включать любые упражнения из комплекса упражнений при остеохондрозе позвоночника.

Применять такую методику нужно только с помощником, так как эта работа очень тяжела для вашего позвоночника.

Через некоторое время вы увидите, что ваш ученик умеет больше, чем умел до инсульта.

Напомню, чтобы вы учились все манипуляции отрабатывать на здоровом человеке, который имитирует парализованного больного, и только потом применяйте их на постинсультном больном.

Еще один совет: будьте готовы к тому, что у вашего пациента на занятии ЛФК активизируется работа кишечника, он может захотеть в туалет. Если есть возможность дошагать до туалета и усадить на унитаз, то для вашего пациента это настоящий праздник, награда за труды.


Как поднять постинсультного больного с пола?

Подвиньте поближе устойчивый стул, поставьте больного на колени перед стулом (стул поставьте, как удобно), сделайте упор его руками на сиденье стула. Далее нужно выставить здоровую ногу пациента вперед на стопу. Теперь он сам встает на здоровой ноге, опираясь здоровой рукой на стул, и выпрямляется при вашей поддержке. Остается посадить своего ученика на стул, кресло-коляску или кровать. Это не так просто, как написано здесь. Помните об опасности падения назад при выпрямлении корпуса. Поднимание пациента с пола делайте вдвоем, не тяните за парализованную руку.


Восстановление ходьбы после инсульта — не простое дело, но интересное и радостное. Чтобы добиться успеха в восстановлении движений у постинсультных больных, нужен энтузиазм, искреннее желание и интерес к этому делу, смекалка и физическая сила. Только своим настроением вы сможете «зажечь» пациента и убедить его бороться за свое здоровье. Бывают случаи, когда человек после инсульта отказывается что-либо делать для восстановления, лежит и ждет смерти. Это исправить совсем нетрудно. Привнесите радость и надежду в его жизнь, и он будет и заниматься, и ждать вас с нетерпением каждый день.

Далее остается ежедневно тренировать равновесие, координацию движений, укреплять мышцы туловища, ног и рук. Ваш ученик должен иметь возможность действовать обеими руками, поэтому следующая статья будет о восстановлении движений в руке и навыков самообслуживания.

5 комментариев

  1. МИХАИЛ

    очень хорошая статья, практическое руководство, наткнулся на не поздно. Но почти из других источников все так и делал жена начала ходить после геморогического инсульта на 7 месяце болезни,только нга в голени не сгибается, работаем над этимhttp://lfk-consultant.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif

  2. Наталья

    здравствуйте почитала вашу статью у меня был ишемичный инсульт 2013 г мне 54 г нога не востановилась правая. Сидя лодыжка подымается, а стоя поднять не могу, ношу наколеник, делаю упражнения, масажи. Никаких сдвигов сильно хромаю. посоветуйте что делать живу в небольшом районе спецыалистов нету.

    1. Здравствуйте, Наталья. Если нет специалистов (инструктора лфк, массажиста, доктора су-джок терапии, доктора ДЭНАС-терапии и других), то Вам всё равно нужен помощник, который будет помогать Вам выполнять упражнения (движения) там, где Вы не можете. Сначала движения делайте здоровыми конечностями, затем повторяйте парализованными конечностями. Медленно, качественно, с полной амплитудой движения (но не чрезмерной, чтобы не разбалтывать суставы). Начинайте с простых движений, затем постепенно усложняйте. Сидя на стуле, добивайтесь движения ноги назад. Если это получится, то можно Вас поздравить, ходьба восстанавливается.

  3. Люди задали вопрос на сайте Лечебная физкультура, как заниматься с отвисшей стопой.
    1. Пассивная гимнастика (для суставов), не разбалтывайте суставы, амплитуда не должна быть чрезмерной.
    2. Идиомоторные упражнения (движения выполняются мысленно).
    3. Фиксатор стопы.
    4. Хорошо плавание и, если получится, велосипед-тренажер. (Стопу можно прибинтовывать к педали.)
    5. Лечебный массаж.

  4. Елена

    Перенести инсульт — это ужасно, особенно когда ты не можешь говорить и ходить.
    У меня в сентябре 2017г. после операции аневризма, потом кома и инсульт, глубокий парез, сенсорно моторная афазия.
    Мне повезло, что меня сразу из больницы перевезли в Центр реабилитации, где научили двигаться.
    Можете почитать мою историю на моем сайте https://apoplectic.ru/hodit/

Лечебная физкультура © 2014–