Лечебная физкультура

Желаю вам здоровья и активного долголетия.

Лечебная гимнастика при эпилепсии

Лечебная физкультура при эпилепсии.Об эпилепсии знают или слышали все, так как это заболевание широко распространено по всему миру. Миллионы людей страдают от эпилепсии или «падучей болезни». Она имеет различные проявления, что зависит от глубины поражения головного мозга. Классическая форма приступа эпилепсии с потерей сознания, судорогами, когда человек бьется головой о пол, есть вероятность непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Мы должны уметь оказать помощь страдальцу, об этом, обязательно, поговорим. Лечебная физкультура при эпилепсии играет немаловажную роль в лечении пациентов, так как ритмичность движений и дыхания благоприятно влияют на нормализацию процессов торможения и возбуждения в головном мозге. Учитываем также, что при эпилепсии велика вероятность развития слабоумия.
Поэтому лечебная гимнастика при эпилепсии включает упражнения на координацию движений с «заморочками» и упражнения для кистей и пальцев рук. Благоприятное воздействие на организм и, особенно, на головной мозг оказывают упражнения при эпилепсии на растяжку мышц, на равновесие, медитативные техники, например «Техника внутренней улыбки» — это тренировка понимания своего организма, профилактика стресса и заболеваний, развитие интуиции, умение управлять эмоциями, чувствами; благодарный организм сам подсказывает, что нужно делать для исцеления от недуга.

Эпилепсия.

Эпилепсия — хроническое прогрессирующее заболевание головного мозга, при котором образуются очаги возбуждения в головном мозге с судорожной готовностью, проявляется приступами судорог, временной потерей сознания и вегетативными расстройствами, а также нарастающими в процессе болезни нарушениями психики и развитием слабоумия. Эпилепсия может быть врожденной и приобретенной. Играет роль наследственная предрасположенность. Проявиться или возникнуть может в любом возрасте.

Причины эпилепсии:

1). Патология внутриутробного развития.
2). Асфиксия плода во время родов.
3). Механические повреждения головы во время родов.
4). Черепно-мозговые травмы.
5). Инфекционные заболевания нервной системы.
6). Интоксикация нервной системы (алкоголизм и др.).
7). Нарушения мозгового кровообращения.
8). Метаболические нарушения обмена веществ при некоторых заболеваниях (уремия).
9). Опухоли головного мозга.
10). Паразитарные заболевания головного мозга.

В каком-то участке (или участках) головного мозга появляется повышенная активность нервных клеток, сильное нервное возбуждение распространяется на кору головного мозга, резко активизируется и двигательная зона, что приводит к непроизвольному сокращению мышц туловища и конечностей. Если возбуждение из очага передается на всю кору головного мозга, то наступает генерализованный припадок; если только на часть мозга, то — парциальный припадок (с частичной утратой сознания — помрачением).

Судороги носят тонический, клонический и тонико-клонический характер, нарушается функция межреберных мышц (страдает дыхание), возникает тризм — сильное сжатие челюстей, есть вероятность прикуса языка. Тонические судороги медленные и продолжительные. Клонические — быстрые, часто сменяющиеся сгибанием и разгибанием конечностей, хаотичным сокращением мышц тела, носят характер «двигательной бури».

Во время судорожного приступа выделяется большое количество слюны, которая имеет вид белой пены. Розовый окрас пены бывает в случае прикуса языка, когда кровь из ранки смешивается со слюной.

Больной теряет сознание, в судорогах бьется о пол, это особенно опасно для головного мозга, так как может возникнуть его сотрясение. Происходит непроизвольное мочеиспускание и дефекация.

Приступ может закончиться самостоятельно. Но бывает и так, что судорожный синдром повторяется, или он имеет продолжительный характер. Тогда требуется врачебная помощь. После приступа наступает глубокий сон.

Иногда наблюдаются малые приступы, когда у больного эпилепсией выключается сознание на короткое время, но судорог нет. Взгляд останавливается на одной точке, это производит впечатление, что человек просто внезапно задумался.

Или происходит не полная потеря сознания, а частичная; тогда возникает сумеречное состояние сознания (помрачение). Человек может уйти или уехать куда-нибудь, не осознавая этого. После приступа он не понимает, как и зачем оказался в этой местности.

В момент сумеречного состояния сознания больной может осуществлять какие-нибудь автоматические однообразные движения, например, расстегивать и застегивать пуговицы или молнию на куртке. По окончании приступа он ничего об этом не помнит.

Могут быть галлюцинации и иллюзорное восприятие окружающего.

Приступы эпилепсии бывают ночные (во время сна) и дневные (во время бодрствования).

Течение эпилепсии прогрессирующее. Частота приступов может быть от одного в год до нескольких приступов в день. Бывают серии приступов, следующих один за другим, это эпилептический статус.

Таким образом, эпилепсия многолика, может возникнуть в любом возрасте, связана с повреждением головного мозга по разным причинам, прогрессирует и осложняется слабоумием.



Каждый из нас должен уметь оказать неотложную помощь больному при приступе эпилепсии до приезда скорой помощи.

Неотложная помощь при эпилепсии.

Что мы видим? Внезапно человек теряет сознание, падает на пол, начинает «трястись» и «дергаться», биться головой о пол, зубы очень сильно сжаты, через короткое время изо рта идет пена. Картина такая, как-будто этот человек находится под воздействием электрического тока.

Есть опасность сотрясения головного мозга, прикуса языка и аспирации легких большим количеством слюны, рвотных масс и содержимого полости рта.

Что делать для оказания помощи при эпилептическом приступе?
1). Положить под голову что-нибудь мягкое, чтобы предупредить травму головы (свернутую куртку, кофту или положить его голову себе на колени).
2). Повернуть голову на бок, чтобы не допустить западения языка и аспирации дыхательных путей.
3). Вставлять между зубами ложку или деревянную палочку не надо по причине большой вероятности травмирования зубов. Можно свернуть салфетку трубочкой и поместить между зубами. Сделать это во время приступа очень сложно. И мы вычёркиваем этот пункт.

Боковое устойчивое положение.

Боковое устойчивое положение.

3). По окончании приступа повернуть больного на бок, придав ему боковое устойчивое положение. Например, вы повернули пациента на правый бок. Тогда правые конечности нужно выпрямить по прямой линии тела, а левые конечности согнуть и уложить для устойчивости бокового положения так, чтобы больной не мог перевернуться на спину: левую ладонь положить на плечо близко к шее, левую ногу согнуть и стопу уложить на правую ногу, голова лежит на правой выпрямленной руке, а левый локоть и левое колено упираются в пол впереди туловища. (Если вы решили повернуть больного на левый бок, то все это выполните в зеркальном отражении).
4). Возьмите носовой платок или салфетку (что есть под рукой) и, обернув свою кисть, глубоко проникните в полость рта больного, скользя по его щеке сверху вниз, широким уверенным движением выгребая все содержимое полости рта.
5). Вызовите скорую помощь, так как приступ может повториться. Особенно важно это сделать, если «несчастье» случилось в общественном месте.

! Рекомендация для людей, страдающих от эпилепсии:
для того, чтобы вы «не потерялись», в боковой карман рубашки или куртки положите записку о том, что у вас эпилепсия, укажите свою фамилию, имя и отчество, возраст и номер телефона ваших родственников или близких.


Лечение эпилепсии в Германии.


Лечебная физкультура при эпилепсии.

ЛФК при эпилепсии назначается врачом.
Проводится лечебная гимнастика при эпилепсии, цель которой способствовать уравновешиванию процессов возбуждения и торможения в головном мозге и обеспечить нормальный физиологичный тонус мышц.


Включаются упражнения на растяжение, расслабление, координацию движений, равновесие, дыхательные упражнения (полное и диафрагмальное дыхание), общеукрепляющие упражнения в медленном и среднем темпе.


Можно применять занятия на тренажерах: ходьбу на беговой дорожке и велотренажер в спокойном равномерном темпе, то есть, нет выраженного ускорения и замедления скорости движений. Обращаю внимание на то, что цель занятий на тренажерах при эпилепсии — ритмичность движений и дыхания, которые благоприятно влияют на гармонизацию головного мозга.

А также рекомендуется дозированная ходьба на природе медленная (со скоростью 60 — 80 шагов в минуту) или средняя (со скоростью 80-100 шагов в минуту). Во время дозированной ходьбы дышать только носом.

Полезно плавание под контролем инструктора.

Изотонические и изометрические упражнения можно делать только при условии, что пациент не будет задерживать дыхание на вдохе или выдохе во время нагрузки на мышцы.

!! Очень важно:
1). Нужно следить, чтобы дыхание было только носом во избежание гипервентиляции легких, которая опасна усилением судорожной готовности из-за избытка кислорода в крови.
2). Нельзя допускать задержку дыхания на выдохе в связи с подсознательным восприятием этого, как проявления судороги диафрагмы.
3). Растяжение и расслабление мышц происходит лучше на выдохе.

Рекомендуется контроль пульса с подсчетом резерва сердца.
100% резерва сердца при эпилепсии не используем, чтобы не допустить перевозбуждения ЦНС, возникающего при гипервентиляции легких. В зависимости от состояния пациента допустим физическую нагрузку, задействуя 70-80% резерва сердца.

Как подсчитать допустимую нагрузку на сердце?

1). Определим максимально допустимую частоту сердечных сокращений в зависимости от возраста. ЧСС (max) = 180 — возраст (ударов в минуту).
2). Подсчитаем пульс в покое после 10 минутного отдыха.
3). Резерв сердца (РС ) = ЧСС (max) — ЧСС в покое (ударов в минуту). Это 100% резерва сердца.
4). 80% резерва сердца = РС : 100 *80 (ударов в минуту).
5). Допустимая ЧСС = ЧСС в покое + 80% РС (ударов в минуту).

Например, возраст больного 27 лет, пульс в покое 68 ударов в минуту.
ЧСС (max) = 180 — 27 = 153 (уд в мин).
РС = 153 — 68 = 85 (уд в мин). Это значит, что от исходного пульса в покое мы можем допустить нарастание пульса во время физической нагрузки не более, чем на 85 ударов в минуту.
80% РС = 85 : 100 * 80 = 68 (уд в мин).
Итак, у данного пациента допустим ускорение ЧСС, равное ЧСС в покое + 80%РС (68 + 68 = 136 уд в мин). То есть, не 153 уд в мин, а 136 уд в мин.


Лечебная гимнастика при эпилепсии.

Занятие 30 минут.

Су-джок терапия при эпилепсии.Рекомендация. Перед выполнением упражнений нужно сделать неинтенсивный энергетический самомассаж кистей и пальцев рук, а также лучезапястных суставов. Предложенная ниже методика поможет вам не только благоприятно воздействовать на ЦНС, но и обеспечит защиту от возможного приступа эпилепсии во время лечебной гимнастики.

В данном случае применим систему «Большое насекомое» из Су-джок — терапии. Если сложить вместе кисти рук так, как-будто вы держите небольшой мячик между ладонями, обхватив его пальцами, то кисти рук в данной системе соответствуют двум половинкам головы, пальцы — участки коры головного мозга. Из них мизинцы и безымянные пальцы — лобная доля, а большие пальцы — мозжечок. Теперь, когда вы представили на своих руках самого себя, вы получили пульт управления своим организмом. Во время выполнения самомассажа кистей нужно представлять, что все процессы в головном мозге нормализуются, очаги возбуждения, которые вызывают приступы эпилепсии, успокаиваются. Кровообращение в головном мозге превосходное, сосуды чистые. Клетки мозга молодые и здоровые. Начнём!

1). Растереть ладони до появления ощущения тепла.
2). Затем имитировать мытье рук скользящими движениями по тыльной стороне кистей.
3). Правой кистью обхватить левый лучезапястный сустав и произвести легкое растирание. Левый лучезапястный сустав в системе «Большое насекомое» соответствует левой половине шеи.
То же выполнить с правым лучезапястным суставом, который соответствует правой половине шеи.
4). Снова растереть ладони.
5). Повторить «мытье» кистей.
6). Выполнить массаж каждого пальца. Нужно понимать, что вы не просто делаете массаж пальцев, а воздействуете на головной мозг. Массаж пальцев делайте от кончиков к кисти.
7). Снова растереть ладони.
8). Повторить «мытье» кистей.

Вы можете ощутить приятное тепло в организме и в голове, порозовеют «щечки», появится улыбка на лице. Молодцы!


Упражнения при эпилепсии.

1). Исходное положение стоя, ноги вместе, в руках гимнастическая палка широким хватом, опустить палку вниз.
1 — Поднять палку вверх, потянуться и подняться на носках — вдох.
2 — Опустить палку за лопатки, перекат на пятки — выдох.
3 — Снова поднять палку вверх и встать на носки — вдох.
4 — Вернуться в исходное положение — выдох.
6 раз.


2). Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, палка концами упирается в центр ладоней (то есть, руки расставлены на расстояние длины палки). Палку держать между ладонями впереди на вытянутых руках.
1 — Поворот корпуса вправо с отведением правой руки в сторону и назад, левой рукой подталкивать палку вправо для увеличения амплитуды отведения правой руки, стараться растягивать мышцы правой руки — выдох.
2 — Вернуться в исходное положение — вдох.
3 — Поворот корпуса влево с отведением в сторону и назад левой руки, палкой подталкивать левую руку, плавно растягивая её на выдохе.
4 — Вернуться в исходное положение — вдох.
Повторить 3 раза.


3). Сидя на стуле, руки в стороны, мячик в правой руке. Сделать вдох
1 — Приподнять левую ногу и под коленом передать мяч из правой руки в левую руку — выдох.
2 — Вернуться в исходное положение, мяч в левой руке  — вдох.
3 — Приподнять правую ногу, под коленом передать мяч в правую руку — выдох.
4 — Вернуться в исходное положение, мяч в правой руке — вдох.

То есть, мяч «рисует восьмерку».
Теперь поменяем направление движения мяча в другую сторону, как-будто «кино идет назад».
Это упражнение на координацию движений. Можно не акцентировать внимание на дыхании (произвольное дыхание).


4). Сидя на краю стула, ноги сомкнуты и вытянуты вперед, в руках гимнастическая палка хватом на расстоянии ширины плеч, руки выпрямлены и подняты вверх. Сделать вдох носом.
1 — Опустить палку на бедра — выдох.
2 — Медленно скользить палкой вниз по поверхности ног, наклон корпуса вперед — продолжение выдоха.
3- Выпрямить корпус, скользящим движением поднять палку на бедра ближе к тазу — вдох.
4 — Вернуться в исходное положение, поднять палку над головой — продолжение вдоха.
4 раза.


5). Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, мяч в правой руке (можно вместо мяча взять апельсин).
1 — Приподнять правую ногу, под коленом передать мяч из правой руки в левую руку.
2 — Опустить правую ногу, а мяч перенести вокруг корпуса назад, за спиной передать из левой руки в правую.
3 — Приподнять левую ногу, под коленом передать мяч из правой руки в левую.
4 — За спиной переложить мяч из левой руки в правую.
(То есть, мяч все время передвигаем против часовой стрелки).
4 раза.

Теперь нужно выполнить это же упражнение, держа мяч в левой руке.
1 — Приподнять левую ногу, под коленом передать мяч из левой руки в правую руку.
2 — Опустить левую ногу, а мяч перенести вокруг корпуса назад, за спиной передать из правой руки в левую.
3 — Приподнять правую ногу, под коленом передать мяч из левой руки в правую.
4 — За спиной переложить мяч из правой руки в левую.
(То есть, мяч все время передвигаем по часовой стрелке).
4 раза.


6). Сидя на стуле, кисть левой руки положить на правый плечевой сустав, правой кистью захватить левый локтевой сустав. Далее на выдохе плавно надавить правой рукой на левый локоть, стараясь передвинуть как можно дальше, растягивая мышцы левого плеча. (Можно сделать мягкие пружинистые движения).
То же повторить с другой стороны, растягивая мышцы правого плеча.
Выполнить по три раза с каждой стороны.


7). Стоя у шведской стенки, ногами стоять на самой нижней перекладине, руками держаться на уровне плечевых суставов.
1 — Медленно на выдохе присесть как можно ниже, выпрямляя руки и расслабляя все мышцы, повиснуть на руках, голова слегка свисает вперед, мышцы лица и, особенно, губ расслаблены, в это время спокойное поверхностное дыхание, внутреннее наблюдение ощущений. Растягиваются мышцы спины, ягодиц и рук.

2 — Затем решительно и спокойно (без резких движений) на вдохе вернуться в исходное положение.
6 раз.


8). «Книжка». Лежа на спине, ноги вместе, руки в стороны («книжка открыта»). Вдох.
1 — Поднять правую руку, перенести ее к левой руке, положить ладонь на ладонь, происходит поворот корпуса влево, «книжка закрыта», ноги не перемещаются, происходит скручивание позвоночника и растяжение боковых мышц справа. Выдох.
2 — Вернуться в исходное положение («книжка открыта»), вдох.
3 — Поднять левую руку, перенести её к правой руке, положить ладонь на ладонь, поворот корпуса вправо, тут при скручивании позвоночника происходит растяжение боковых мышц слева. Выдох.
4 — Вернуться в исходное положение, вдох.
5 раз.


9). «Перекрест». Лежа на спине, ноги выпрямлены, кисти в «замке» под головой.
1 — Соединить правый локоть и левое колено, вдох.
2 — Вернуться в исходное положение, лечь и расслабиться, выдох.
3 — Соединить левый локоть и правое колено, вдох.
4 — Вернуться в исходное положение, лечь и расслабиться, выдох.
6 раз.


10). Лежа на спине, ноги выпрямлены, руки вдоль тела.
1 — Одновременно отвести в стороны правую руку и левую ногу, скользя по полу, вдох.
2 — Вернуться в исходное положение, выдох.
3 — Одновременно отвести в стороны левую руку и правую ногу, вдох.
4 — Вернуться в исходное положение, выдох.
5 раз.


11). Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, руки вдоль тела.
1 — Поднять таз, вдох.
2 — Вернуться в исходное положение, расслабиться, выдох.
6 — 8 раз.


12). Диафрагмальное дыхание.
Лежа на спине, ноги согнуты, одна кисть лежит на грудной клетке, другая — на животе для контроля дыхания: следим, чтобы грудная клетка не участвовала в данном дыхании, а поднималась и опускалась только брюшная стенка.
1 — Сделать вдох через нос, живот «надувается».
2 — Выдох медленный через рот тонкой струйкой, сложив губы трубочкой, живот «сдувается», брюшная стенка слегка втягивается.
6 раз.


13). Лежа на животе, руки сложены перед собой, голова лежит на кистях.
Для расслабления мышц туловища выполнить покачивание бедрами. Выраженных активных движений нет, создается энергия инерции для достаточной амплитуды раскачивания таза в стороны. Тело расслабляется, дыхание произвольное спокойное.


14). Лежа на животе, руки сложены перед собой, голова лежит на кистях.
1 — Одновременно поднять выпрямленные правую руку вперед и левую ногу назад, левую стопу разогнуть носком на себя, тянуться пяткой, на выдохе плавно растянуть позвоночник и поднятые конечности.
2 — Вернуться в исходное положение, расслабиться.
3 — Одновременно поднять выпрямленные левую руку вперед и правую ногу назад, правую стопу разогнуть носком на себя, тянуться пяткой, на выдохе плавно растянуть позвоночник и поднятые конечности.
2 — Вернуться в исходное положение, расслабиться.
4 — 6 раз.


15). Лежа на животе, выпрямленные ноги сомкнуты, кисти упираются в пол около плечевых суставов.
1 — Выпрямить руки, принять коленно-кистевое положение, вдох.
2 — Сесть на голени, кисти не сдвигаются, голова опускается вниз, немного потянуться руками вперед, расслабляясь и растягивая позвоночник, выдох.
3 — Снова встать в коленно-кистевое положение, опираясь на кисти и колени, вдох.
4 — Вернуться в исходное положение, выдох.
4 раза.


16). Лежа на животе, руки сложены перед собой, голова лежит на кистях, ноги выпрямлены.
1 — Правую ногу поднять, перенести через левую, стопой коснуться пола, выдох.
2 — Вернуться в исходное положение, вдох.
3 — Левую ногу поднять, перенести через правую, коснуться стопой пола, выдох.
4 — Вернуться в исходное положение, вдох.
4 раза.


17). Стоя в коленно-кистевом положении.
1 — Одновременно поднять правую руку вперед и левую ногу назад, вдох.
2 — Вернуться в исходное положение, выдох.
3 — Одновременно поднять левую руку вперед, правую ногу назад, вдох.
4 — Вернуться в исходное положение, выдох.
4 раза.


18). Стоя в коленно-кистевом положении.
1 — Правой ногой скользить по полу как можно дальше назад, корпус опускается, выдох.
2 — Вернуться в исходное положение, вдох.
3 — Левой ногой скользить по полу как можно дальше назад, выдох.
4 — Вернуться в исходное положение, выдох.
4 раза.


Лечебная физкультура при эпилепсии.Лечебная физкультура при эпилепсии.

Лечебная физкультура при эпилепсии.

19). Стоя в коленно-кистевом положении.
1 — Правую кисть положить на левое плечо, вдох.
2, 3 — Левым плечом дотянуться до пола, положить голову на пол, повернув лицо в правую сторону, выдох.
4 — Вернуться в исходное положение, вдох.

То же с другой стороны, положив левую кисть на правое плечо.
По 4 раза с каждой стороны.


20). Плыть брассом». Лежа на животе, ноги выпрямлены, кисти упираются в пол около плечевых суставов. Вдох.
1 — Вытянуть руки вперед, голову опустить, стараться потянуться, выдох.
2 — Отвести руки в стороны, приподнимая голову и верхнюю часть корпуса, вдох.
3 — Привести руки вдоль тела, продолжение вдоха.
4 — Вернуться в исходное положение, выдох.
6 — 8 раз.


Лечебная физкультура при эпилепсии.

Лечебная физкультура при эпилепсии.

21). Стоя в коленно- кистевом положении, ноги вместе, руки широко расставлены.
1 — Опустить на пол правое плечо, голова поворачивается лицом налево, правая рука выпрямляется, в таком положении лечь и расслабиться, выдох.
2 — Вернуться в исходное положение, вдох.
3 — Опустить на пол левое плечо, голова поворачивается лицом направо, левая рука выпрямляется, выдох.
4 — Вернуться в исходное положение, вдох.
4 раза.


22). Лежа на спине, ноги расставлены на ширине плеч, руки согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулачки без напряжения и направлены кверху.
1, 2, 3, 4 — Одновременно вращать кистями и стопами с полной амплитудой медленно и плавно в одну сторону.
1, 2, 3, 4 — То же в обратном направлении.
Повторить 3 раза.

Это упражнение можно изменять для развития координации движений. Например, дать указание вращать только правыми конечностями или только левыми. Затем указание вращать только левой кистью и правой стопой одновременно (также правой кистью и левой стопой). Внимание пациента при этом охватывает весь организм целиком, это очень полезно для внутренней гармонизации энергий.


23). Лежа на спине, ноги слегка расставлены, руки вдоль тела.
1 — Сжать кисти в кулаки, стопы разогнуть (на себя).
2 — Распрямить пальцы, стопы согнуть (потянуться носками от себя).
4 раза.

Усложним это упражнение:
1 — Кисти распрямить, стопы разогнуть (на себя).
2 — Сжать кисти в кулаки, стопы согнуть (потянуться носками от себя).
4 раза

Есть множество вариантов выполнения данного упражнения для координации движений, включайте творческий подход.


24). Стоя, гимнастическую палку держать в руках за лопатками.
1 — Поднять палку вверх, вдох.
2 — Медленно присесть, опустить палку на пол перед собой, выдох.
3 — Снова поднять палку вверх, вдох.
4 — Вернуться в исходное положение (палка за лопатками), выдох.
6 раз.


25). Гимнастическую палку поставить вертикально одним концом на пол впереди себя на некотором расстоянии от стоп, на верхний конец палки положить ладони одну на другую.
1 — Наклониться вперед, опираясь руками на палку, руки выпрямлены, голова опускается , расслабиться и повиснуть на палке, растягивая позвоночник, выдох.
2, 3 — Сделать легкие пружинистые движения наклона вперед.
4 — Вернуться в исходное положение, выпрямиться, вдох.
6 раз.


Лечебная физкультура при эпилепсии.

26). «Резиночка». Упражнение из цигун для растягивания позвоночника в вертикальном исходном положении. Образуются мощные потоки энергии по меридианам, которые влияют на мозговое кровообращение и гармонизацию энергий в организме, что очень важно для лечения эпилепсии. При правильном выполнении этого упражнения вы почувствуете прилив тепла в организме, станет жарко, цвет лица розовый, может выступить пот. Это хорошо.

Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль тела, осанка правильная.
1 — Медленно поднять руки через стороны вверх, сцепить кисти в «замок», вдох.
2 — Вывернуть кисти, сомкнутые в «замок» и потянуться руками вверх, центр тяжести тела совсем немного перенести вперед на стопы, живот и ягодицы втянуть в себя. Растянуть позвоночник, как резинку, выдох.
3 — Расцепить «замок», вдох.
4 — Медленно опустить руки через стороны вниз, выдох.
Выполнить 3 раза.


Это примерный комплекс упражнений при эпилепсии. Его можно разнообразить другими упражнениями. Я рекомендую статьи:
«Лечебная гимнастика при остеохондрозе позвоночника»,
«Дисциркуляторная энцефалопатия»,
«Лечебная физкультура при неврозах»,
«Упражнения для кистей и пальцев рук»,
«Техника внутренней улыбки» ,
«Приведите нервы в порядок».

Почаще улыбайтесь своему головному мозгу, научитесь во всем, что с вами происходит, находить хорошее, любить природу, людей и животных, пребывать в хорошем спокойном настроении, не допускайте негативных чувств и эмоций. Нервная система любит ритм (режим дня, музыку, физкультуру) и положительный настрой.

Ограничивайте просмотр фильмов с быстрым и частым миганием и мельканием огней и картинок, особенно анимированных картинок, в которых есть вращение и мигание. В квартире сделайте освещение, при котором свет медленно нарастает и также медленно выключается, чтобы не было ярких резких перемен, которые негативно влияют на мозг при эпилепсии.

Лечебная гимнастика при эпилепсии должна быть регулярной, ежедневной. Если вдруг в определенный день вам не хочется делать упражнения при эпилепсии, то просто погуляйте полчаса в парке в медленном или среднем темпе. Очень рекомендую просто танцевать под любимую вами музыку, так как при сочетании ритмичных движений и музыки хорошее настроение вам обеспечено. По поводу плавания в бассейне посоветуйтесь с врачом.

Повторю самые главные правила, которые диктует лечебная физкультура при эпилепсии: нельзя задерживать дыхание ни на вдохе, ни на выдохе; не допускайте гипервентиляции легких, дышите только через нос; не занимайтесь «быстрыми» видами спорта, в которых присутствуют резкие движения.

Рассчитайте свою дозированную нагрузку на сердце.
Имейте при себе секундомер и ту записку о ваших данных, о которой я говорила выше (на всякий случай).

Ежедневно применяйте воздействие на свой организм и головной мозг с помощью системы «Большое насекомое». Я уверена, что все это поможет вам справиться с эпилепсией в комплексной терапии.

10 комментариев

  1. Elena

    Срочно нужны упражнения для полугодовалого малыша!! Диагноз: доброкачественная миоклоническая эпилепсия. Ребенок контактный, тянется за игрушками, но нам сказали, что прогибать тельце ему нельзя. А что МОЖНО и НУЖНО, мы, бабушка с дедушкой, не знаем.
    Если всё будет хорошо, поможем с популяризацией этого метода в Израиле. Дедушка — программист, бабушка — редактор и владелица издательства, как «подать» материал и какую рекламку написать для Инета, знаем хорошо.
    Заранее благодарны!
    Елена и Ефим.

    1. Ответ отправлен по электронной почте.

      1. Elena Kosonovsky

        Спасибо. Жаль, что ответ шел так долго. Мальчик в 4 года боится самостоятельно ходить, почти не говорит, хотя всё понимает и прекрасно поёт — абсолютный слух. Есть ли возможность через слух как-то привести его к речи?

        1. Здравствуйте, Елена. Я не экстрасенс. И ситуацию понимаю так, что малыш не любит громкие звуки, крик, ругань. Если его воспитывать в любви и понимании, в его присутствии говорить вполголоса, а замечания делать убавляя звук на шепот, то, возможно, он вырастет музыкантом или композитором, или певцом. А сейчас для речи — упражнения для пальцев рук, лепка из теплого пластилина, вырезание ножницами и создание аппликаций из бумаги и любое творчество. Возможно, его кто-то испугал громким звуком.

  2. Елена

    Благодарю Вас за информацию. Всегда считала, что физические упражнения при эпилепсии выполнять нельзя категорически. Вы своей статьей ответили на мои вопросы. Благодарю.http://lfk-consultant.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif

  3. Лариса

    Добрый день, подскажите упражнения для ребенка 7 лет. спасибо за этот комплекс на будущее.

    1. Здравствуйте, Лариса. Для ребенка 7 летнего возраста подходят любые общеукрепляющие упражнения в среднем и медленном темпе, не включайте физическую нагрузку с ускорением и замедлением, старайтесь все упражнения делать ритмично, как часы. Очень полезна длительная ходьба (прогулки). Обязательно упражнения для осанки, при этом следите, чтобы ребенок не задерживал дыхание. Во время гимнастики дышать носом, голосом подсказывайте «вдох» и «выдох». Очень рекомендую перед гимнастикой применять су-джок — терапию. Это поможет уравновесить инь-ян — энергии головного мозга и предупредить возможный приступ во время ЛГ. Чтобы усилить эффективность су-джок — терапии, втирайте в зоны головного мозга на кистях крем «Малавтилин», который можно купить в аптеке. Это волшебный гармонизирующий крем. С уважением, Нина Петрова.

  4. Гуля

    Здравствуйте, подскажите мне пожалуйста, какие упражнения можно делать ребёнку 1 год 1 месяц. У нас генерализованная эпилепсия. Заранее благодарю!

  5. Надежда

    «Учитываем также, что при эпилепсии велика вероятность развития слабоумия.» — крайне важное и необходимое, а главное весьма сомнительное замечание в статье про физ. нагрузку при эпилепсии, по сути. Так-то вероятность развития слабоумия и с возрастом не убывает. И даже без эпилепсии.

    1. Елена

      Зависит от формы эпилепсии, количества и тяжести приступов. В сложных случаях действительно вероятность отставания в умственном развитии очень высока.

Лечебная физкультура © 2014–